Блог онлайн-университета Code breakers

Как научиться делать хорошие цифровые продукты

Любое обучение начинается с азов. Фундаментальные знания — как полезная привычка, определяющая поведение и принятие решений на бессознательном уровне. В разработке цифровых продуктов тоже полезно привить себе ряд привычек. В этом тексте — четыре привычки, которые надо прокачивать в начале пути в IT.

Изучайте, как люди думают


Чтобы делать успешные проекты, нужно понимать мышление и поведение пользователей. Чтобы понять мышление и поведение пользователей, надо изучать, как люди мыслят. 

Тут выделим три пути, которые можно проходить параллельно.

  • Изучайте поведенческую психологию людей. Прочитайте пару книг по психологии — ваша задача найти в них ответы на вопросы, как люди выбирают, принимают решения, что вызывает у них положительные или отрицательные эмоции. А ещё — обратите внимание на маркетинговые исследования и кейсы компаний. Многие компании делятся результатами исследований поведения пользователей, и там бывают важные инсайты.
  • Составьте портрет пользователя. Если у вас уже есть аудитория, проведите 3-5 глубинных интервью с текущими пользователями. Если приложение только готовится — пропишите, как вы видите своих пользователей (демографическая группа, география, интересы и увлечения), найдите похожих на этот портрет людей и пообщайтесь с ними.   
  • Знайте UX-законы. Их 21 штука, все они собраны в одной книге Джона Яблонски «Законы UX-дизайна». Краткое описание их можно прочитать здесь.


Вот список 21 UX-законов:
  1. Закон Якоба. Пользователи проводят на других сайтах больше времени, чем на вашем. Поэтому они предпочитают, чтобы ваш сайт выглядел и работал также, как другие.
  2. Закон Фиттса. Время достижения цели зависит от расстояния до неё и её размера.
  3. Закон Хика. Время принятия решений растёт с количеством и сложностью вариантов.
  4. Закон Миллера. Человек может удерживать в оперативной памяти только 7 +/-2 элемента. 
  5. Эффект эстетики юзабилити. Пользователи считают эффективным тот дизайн, который приятен внешне.
  6. Порог Доэрти. Производительность возрастает, когда компьютер и пользователи взаимодействуют со скоростью меньше 400 мс (0,4 секунды).
  7. Закон общей области. Если элементы находятся в области с чёткой границей, они воспринимаются как группа.
  8. Закон близости. Объекты, находящиеся рядом друг с другом воспринимаются как единая группа.
  9. Закон Прегнанца. Люди мысленно интерпретируют сложные фигуры и объекты как простые. 
  10. Закон подобия. Человеческий глаз будет воспринимать одинаковые фигуры как группу и целостную картину, даже если они разделены.
  11. Закон связанности. Связанные элементы воспринимаются как единая группа.
  12. Эффект Зейгарник. Люди запомнят прерванные или незавершённые действия лучше, чем завершённые. 
  13. Эффект фон Ресторффа. Если среди одинаковых объектов будет один, отличающийся от остальных, он и запомнится лучше других.
  14. Закон Теслера. У любой системы есть уровень, после которого её упрощение будет уже невозможно.
  15. Закон Постеля. Будьте либеральны в том, что принимаете от пользователей, и консервативны в том, что отправляете им.
  16. Правило пика и конца. Пользователи лучше всего запомнят опыт на пике — то есть в начале или во время завершения какого-то важного действия — и в конце.
  17. Эффект серийной позиции. Люди лучше всего запоминают первый и последний элементы серии.
  18. Принцип Парето. 80% событий происходит из-за 20% действий.
  19. Закон Паркинсона. Работа заполнит всё время, отпущенное на неё.
  20. Бритва Оккама. Среди разных гипотез и причин выбирать следует ту, что кажется самой очевидной. 
  21. Закон градиента цели. Чем ближе цель, тем больше стремление её добиться.



Смотрите как можно больше примеров


Тренируйте насмотренность. Этому простому совету на самом деле может оказаться не так легко следовать. Чтобы выработать насмотренность — то есть определённый багаж знаний, правильное видение и понимание того, как должен выглядеть тот или иной цифровой продукт — нужно часто и много смотреть чужие работы.

И не просто смотреть — изучать, искать плюсы и минусы, критиковать и хвалить, сознательно отмечать и перенимать удачные решения. И тут может оказаться нелегко, потому что в начале пути у вас ещё нет критического взгляда и той самой насмотренности — так что придётся как-то отделать зёрна от плевел, отличать хорошие и плохие решения других разработчиков и дизайнеров.

Используйте качественные и зарекомендовавшие себя ресурсы.

Ниже — список порталов, где дизайнеры делятся результатами работы над интерфейсами, логикой проектов и целыми проектами. Тут можно найти и классные дизайнерские приёмы (UI), и пользовательские решения (UX), и даже примеры построения логики и сценариев.
Из собранных проектов собирайте собственную библиотеку решений — будете возвращаться к ней во время практики и разработки.


Чаще практикуйтесь  


Если вы уже выбрали программу, которая будет вашим основным инструментом, то как можно чаще открывайте её — и воспроизводите в ней свои идеи. Необязательно всякий раз с нуля и целиком проектировать приложения. Воспроизводите отдельные элементы — хедеры, футеры, кнопки, отдельные экраны. А можно просто тень или цветовую гамму. Тут ваша цель — научиться быстро ориентироваться в программе и быть уверенным: вот так сделать я могу!

Нет идей? Берите их из своей библиотеки проектов, которая насобиралась, пока вы тренировали насмотренность. 


Следите, как сами используете приложения


И напоследок — следите, как сами используете приложения. Отмечайте и фиксируйте, почему вы выбираете, к примеру, определённый маркетплейс, почему вам он нравится — а другие не нравятся.

Задавайте вопрос «Почему», когда делаете выбор, принимаете решение, испытываете эмоции в процессе использования приложений. Конечно, отмечайте и дизайнерские приёмы — и снова думайте, почему дизайнер так сделал. Подмечайте удачные решения анимаций и переходов между экранами.

Тренируйте в себе этот навык — и вы очень быстро вырастете над собой. И да, уже никогда не сможете использовать приложения как раньше! 



Хотите научиться разрабатывать веб и мобильные приложения от и до? Ждём на нашем курсе Профессия No-code разработчик.

Как делать